Город Фантьет основали тямы, и название его тоже тямское, но от самого тямского города давно уже ничего не осталось, кроме самих тямов, весьма немногочисленных. А вот два тямских храма неплохо сохранились и хорошо видны на холме восточнее Фантьета. Этот храмовый комплекс называется Po San Inu. Со стороны трассы их сейчас заслоняет поздний буддийский монастырь, а если смотреть издалека, то внимание оттягивает башня французского форта. От трассы до храмов всего 650 метров и поворот обозначен
бетонным указателем на вьетнамском языке. Наличие указателя позволяет легко найти храмы.(Координаты: 10°56'9"N 108°8'45"E)
Из
Муйне сюда можно приехать на автобусе примерно за 8 000 вьетнамских донгов.
Основной храм
Храмы сейчас платные, на дороге стоит будка кассира, который взимает с посетителей 5 000 донгов. Чуть дальше сидит проверяющий билеты охранник, а правее охранника – неплохой сувенирный магазин. В него можно зайти просто так, чтобы посмотреть на всякие интересные штуки. Бонус этого магазина в том, что при нем работают настоящие тямы – несколько женщин. Они вполне общительны, знают английский, и вот только родным тямским владеют неуверенно.
Женщина-тямка
От магазина и охранника надо немного пройти по дороге и всё, вы на месте. Храмов всего три – два больших и один маленький. Интересны они тем, что являются самыми древними тямскими храмами Южного Вьетнама – построены в 9 веке. Возможно, это вообще самая древняя постройка в Южном Вьетнаме, даже в дельте Меконга едва ли можно найти более древнее сооружение. По интернету кочует фраза "Были построены в 9-м веке тямами, населявшим эти места в древности", но вот тямы живут тут до сих по, а не только в древности, а тямская государственность здесь кончилась совсем недавно - после 1672 года. Уничтожил ее южновьетнамский князь Нгуен Фук Тан при содействии бронзовых португальских пушек.
Фантьетские храмы очень старые и при этом кирпичные, поэтому можно только удивляться их сохранности. Кирпич кое-где выветрился, верхняя часть храмов тоже повредилась временем, но в целом они вполне узнаваемы. Кхмерские храмы той же эпохи выглядят более примитивно и сохранились похуже, хотя дизайн примерно одинаковый и материал тоже.
Как и кхмеры, тямы не умели класть свод, поэтому потолки имеют пирамидальный вид. Довольно примитивная технология для 9-го века, хотя, с другой стороны, в Индокитае она сама там и не зародилась. Все своды в Индокитае сделаны именно вот так:
Первый (от входа) храм имеет высоту 12 метров, второй повыше, считается, что он построен в память тямской принцессы По Сан Ину или Поршану. Рядом небольшой храм огня – всего 5 метров. В интернетах пишут, что это храмы Шивы и Нандина, но на месте я такой информации не обнаружил.
Все три храма были обнесены кирпичной стеной. Недавно ее основание было откопано и восстановлено. Так что кирпичный периметр - это не новодел.
Около большого храма сохранилось некоторое количество фундаментов неопределенного назначения. В целом планировка хаотичная. Как правило, тямский храм состоял из трех частей: основной храм, служебное помещение и ворота. Здесь ворот нет ни в каком виде. Служебное помещение или отсутствовало или не сохранилось. Похоже, что эти храмы строили еще до того, как устоялась традиция трех частей. Поздний храм По Клонг Гарай под Фанраном в этом смысле самый правильный.
Фрагменты |
|
|
|
|
Фундаменты
| Храм огня, верх
| Храм огня, стена
| Основной хроам, вход.
|
Выше на горке хорошо видно башню французского форта, а около храмов – мемориал в честь штурма этого форта в 1946 году.
Кстати, в сувенирном магазине стоит небольшая модель тямского храма, которая позволяет представить себе, как они выглядели изначально:
Примечание. По поводу тямов есть некоторые разночтения. Я почему-то привык к северовьетнамскому произношению "тямы", хотя на юге произносят "чамы". В википедии принято за основное "Тямы", англичане пишут "Cham".